Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Разведывательные службы союзников тоже пытались помочь восставшим, но особого успеха не добились. В ОСС за операции на территории всей бывшей Чехословакии отвечало особое отделение из состава секции специальной разведки (СИ) во главе с Говардом Чапи-ным. В разгар восстания, 29 сентября 1944 года американцы забросили в район Нижних Татр свою группу, к которой вскоре присоединилась первая в этом регионе миссия СОЕ во главе с майором Джоном Селлером. Ничего полезного они совершить не смогли и все время скрывались от облав, практически ведя борьбу лишь за собственное выживание. Запасы истощались, и спасение группы зависело от получения снабжения с воздуха, однако погибла она не из-за этого. В декабре местный связной выдал англичан и американцев, слишком много выпивший для согревания на морозе часовой уснул, и в результате 14 разведчиков попали в плен вместе с неповрежденным радиопередатчиком и шифрами. Лишь двое из них сумели ускользнуть от захвата противником и через горы вышли к советским войскам, но миссия полностью провалилась, не выполнив ни одной из поставленных задач.
Глава правительства Словакии Иозеф Тисо понял, что не сможет справиться с ситуацией, и обратился к Гитлеру с просьбой об оккупации страны. 29 августа в нее вошли германские части, после чего положение повстанцев стало весьма бедственным. Одновременно обозначилась отчетливая тенденция к их ориентации на Лондон и Вашингтон, а не на Москву. Было совершенно ясно, что в случае победы восстания в Словакии будет сформировано отнюдь не коммунистическое правительство, что совершенно не устраивало СССР. Однако по политическим соображениям оставить без помощи мощное антинацистское выступление было совершенно невозможно, и Красная Армия провела своего рода имитацию деятельности. Войска 1-го и 4-го Украинских фронтов начали Восточно-Карпатскую операцию, которой было позволено захлебнуться. В результате немцы беспрепятственно разгромили 20 слабо вооруженных батальонов повстанцев, оттеснили их остатки в горы, после чего угроза создания буржуазного правительства в Словакии миновала. Несмотря на возможные различные моральные оценки действий советского руководства в отношении Словацкого национального восстания, с геополитической точки зрения они были совершенно правильными, так как позволили СССР, сохранив престиж, добиться прихода к власти в Чехословакии удобного ему правительства и создать себе мощного стратегического союзника на послевоенные десятилетия.
Совершенно иначе действовала Красная Армия во время Пражского восстания в мае 1945 года, в котором ведущую роль играли коммунисты. В этом случае те же самые 1-й и 4-й, а также 2-й Украинские фронты осуществили стремительный маневр, отсекающий зону восстания от англо-американских войск, находившихся ближе к столице Чехословакии и способных первыми придти на помощь восставшим. Американские часта по согласованию с англичанами и СССР первоначально должны были очистить от вермахта лишь самую западную часть страны по линии Карловы Вары — Пльзень — Ческе-Будейовице, но их намерения простирались значительно дальше. В ответ на вспыхнувшее восстание генерал Эйзенхауэр 4 мая 1945 года заявил о намерении занять своими войсками Прагу, что нарушало существовавшие договоренности и встретило резкие возражения советской стороны. Сталин опасался возможности установления в послевоенной Чехословакии неугодного ему режима, а в случае освобождения ее войсками западных союзников подобное развитие ситуации являлось более чем вероятным. Ситуацию переломила блестяще выполненная стремительная переброска войск. Никакие трудности не помешали сложной перегруппировке частей и соединений на 100–200 километров из-под Берлина в район Дрездена, советские танковые армии совершили глубокий и быстрый маневр на окружение, и это после изнурительной битвы за Берлин! Эйзенхауэр оказался перед выбором: вести свои войска дальше на уже освобожденную Прагу, рискуя вступить в боевое столкновение с восточным союзником, или отступить. Генерал благоразумно предпочел последнее.
Следует упомянуть об операции, проводимой отделом контрразведки “СМЕРШ” при Чехословацком корпусе. При приближении к границам Чехословакии задачи этого органа были уточнены и дополнены. В составе отдела появилась оперативная группа, отвечавшая за восстановление связи с предвоенными советскими агентами, связь с которыми была утеряна при германской оккупации, за установление связи и продолжение работы с агентами, заброшенными в ходе войны, и за вербовку новых источников. Это позволило создать в Чехословакии серьезные оперативные позиции и, в частности, развернуть контрразведывательную работу против активно действовавших там СОЕ и СИС. После расформирования ГУКР “СМЕРШ” и его органов эта группа была передана в состав НКГБ.
Стратегический расчет Советского Союза полностью оправдался. Немедленно после окончания войны коммунисты заняли ключевые позиции в чехословацких спецслужбах, контролировали полицию правопорядка, полицию безопасности и все министерство внутренних дел, в том числе и его управление “Z”, отвечавшее за обеспечение государственной безопасности. Некоторое время им руководил социал-демократ Иозеф Бартик, но вскоре он был отстранен от должности по обвинению в коллаборационизме, по мнению многих, сфабрикованном. Затем управление возглавил Бедржих Покорный, однако и он вынужден был покинуть этот пост после предания гласности использования им подложных документов, компрометировавших одного из политических деятелей страны. Его преемником стал номинальный руководитель генерал Франтишек Ярда, а все рычаги контроля над управлением “Z” фактически находились в руках его заместителя, коммуниста Индржиха Веселого. В отношении военной разведки КПЧ также могла не тревожиться, поскольку ее начальником являлся полностью преданный им Бедржих Рейцин. С таким соотношением сил в секретных службах коммунисты смело могли приступать к полному взятию власти в Чехословакии, осуществленному в 1948 году.
БАЛКАНЫ
Вторая мировая война затронула Балканы в значительной степени случайно и в основном по причине амбициозных и не согласованных с германским союзником действий Муссолини. Втягиваться в операции по захвату стран Юго-Восточной Европы Гитлер совершенно не желал, во многом это произошло вопреки его намерениям. В случае с Югославией ситуацию отчасти спровоцировала также и неразумная линия дипломатического ведомства Третьего рейха, во что бы то ни стало решившего приобрести дополнительного партнера по Тройственному пакту и не оценившего возможной реакции славянского населения страны.
Но серьезные проблемы на Балканах начались значительно ранее, еще 7 апреля 1939 года, когда Италия вторглась в небольшую и почти беззащитную Албанию 40-тысячными силами 2 пехотных дивизий, 4 полков берсальеров, группы быстроходных танков,