litbaza книги онлайнВоенныеНегласные войны. История специальных служб 1919-1945. Книга вторая. Война. Том первый - Игорь Иосифович Ландер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 123 124 125 126 127 128 129 130 131 ... 363
Перейти на страницу:
отличие от Польши или Чехословакии, занимало там достойное положение. Местные немцы образовали весьма авторитетные и влиятельные союзы, общества и институты, наиболее известными из которых были “Юпитер” и “Культурбунд”. Имевшая сильные позиции в регионе германская разведка неизменно доносила о благожелательном отношении к Германии в правительственных кругах Югославии, подкреплявшемся заключенным в 1937 году договоре “о вечной дружбе” между Белградом и Берлином. В начале 1938 года правительство М. Стояновича дало безоговорочное согласие на аншлюс Австрии. Серьезные пограничные претензии к Югославии имела ближайшая союзница рейха Италия, но они решались мирным путем, на основании существовавшего между государствами договора о нейтралитете.

В югославской столице действовала резидентура абвера (КО-Белград) во главе с майором Фридрихом, руководившая действиями в Загребе упомянутого “Юпитера” и снабдившая его передатчиком. Основной задачей точки являлось обеспечение безопасности судоходства по Дунаю, в первую очередь перевозок румынской нефти, для чего абвер располагал определенными возможностями и заранее готовился к активным действиям. Еще в марте 1940 года немцы контрабандным путем ввезли в страну 100 пистолетов, в дальнейшем переданных отрядам, сформированным в декабре 1940 — январе 1941 года по образцу германских СА из местных фольксдойче.

Обстановка в Югославии начала изменяться с декабря 1939 года. После проигрыша на выборах и роспуска правительства обозначилась определенная слабость центральной власти, чем сразу же не преминули воспользоваться многочисленные национальные составляющие этого объединенного государства. Наиболее радикальной оказалась позиция хорватской организации “Усташа”, требовавшей выхода Хорватии из состава Югославии, образования независимого моноэтнического государства и перехода его под протекторат Германии. Следует отметить, что в Берлине никоим образом не поощряли подобные тенденции и не поддерживали ни руководителя (“поглавника”) усташей Анте Павелича, ни любого другого сепаратиста. Центральное правительство в Белграде отвечало немцам взаимностью, особенно после разгрома Франции, и 25 марта 1941 года объявило о присоединении страны к Тройственному пакту, что стало его фатальной ошибкой. Германофильские тенденции руководства отнюдь не были сильны в народе, и перспектива втягивания в войну с Великобританией не вызвала энтузиазм у населения. Почти повсеместно, особенно в Сербии, это было сочтено предательством национальных интересов, и в ночь с 26 на 27 марта группа проанглийски и профранцузски настроенных офицеров совершила государственный переворот. Следует отметить, что определенное отношение к нему имел СОЕ, до апреля 1941 года располагавший представительством в Белграде. Однако роль Разведывательного управления генштаба Красной Армии в событиях была значительно большей, о чем можно судить хотя бы по уровню руководителя специальной миссии советской разведки — начальника отделения 1-го (западного) отдела РУ полковника М. А. Мильштейна. Восставшие офицеры свергли принца-регента Павла Карагеоргиевича, провозгласили новым монархом 17-летнего Петра II и специальным декретом объявили его совершеннолетним, следовательно, не нуждавшимся в регенте. Занявший пост премьер-министра генерал Д. Симович денонсировал присоединение Югославии к Тройственному пакту и 5 апреля заключил советско-югославский договор о дружбе и ненападении.

М. А. Мильштейн

Британская пресса не просто с удовлетворением отметила этот факт, а расценила его как плевок в лицо Гитлеру, который был с такой оценкой вполне согласен. Страна, пользовавшаяся его немалым расположением, внезапно оказалась почти в лагере врагов, и судьба ее была решена. Белград требовалось примерно наказать, чтобы никому больше в мире было не повадно вести себя с фюрером подобным образом. Британский посланник в Белграде Рональд Кэмпбелл получил из Лондона составленное по материалам радиоразведки извещение о готовящемся нападении, однако весной 1941 года англичане находились в столь бедственном положении, что ничем помочь югославам не могли. В то же самое время для Германии обстановка облегчалась тем, что нападение на Югославию (“Директива № 25”) отчасти вписывалось в план подготавливавшихся действий против Греции “Марита” и не требовало добавочных перебросок на Балканы сухопутных войск и авиации. Гитлер заметил, что последствия югославских событий могли бы оказаться для рейха намного более серьезными, если бы они произошли после нападения на Советский Союз.

Вторжение вермахта было подготовлено действиями срочно мобилизованной для выполнения этой задачи разведки. От нее требовалось сорвать мобилизационные мероприятия югославского правительства, установить дислокацию кораблей речной военной флотилии и выполнить поручение Геринга по нейтрализации действий ранее переданных Югославии истребителей “Мессершмитт” Bf-109. 3 февраля 1941 года АСТ-Вена образовало спецподраз-деление контрразведки для действий в рамках операции “Марита”, предусмотрев возможность направления его также и в Югославию. С 27 марта три самолета из Разведывательной группы главного командования люфтваффе под командованием полковника Теодора Ровеля ежедневно производили фотографирование объектов на югославской территории. Начальник Абт-П Лахузен 30 марта срочно прибыл в Будапешт для организации тайной переброски оружия через венгерско-югославскую границу. Зепп Янко возглавил сформированную им из местных фольксдойче группу боевиков. Она напрямую подчинялась Абт-П, с конца марта забрасывавшему на территорию страны диверсантов для связи с Янко.

Согласно мобилизационному плану Р-41, югославская армия должна были иметь 28 пехотных и 3 кавалерийские дивизии, 16 пехотных полков и другие части общей численностью 1,2 миллиона человек, но его выполнение осталось на бумаге. Командование не подготовилось к явно назревавшей “Апрельской войне” и лишь 30 марта объявило частичную мобилизацию, всеобщая же мобилизация началась лишь 4 апреля. Из всех предусмотренных планом Р-41 частей только 11 пехотных дивизий успели выдвинуться в отведенные им районы и, естественно, не смогли оказать действенного сопротивления нападению 24 немецких, 22 итальянских, 5 венгерских и 3 болгарских дивизий, легко прошедших сквозь ненадежные заслоны 600-тысячной югославской армии. Как обычно, германское наступление было поддержано действиями частей специального назначения. Сразу же после его начала усиленные 2-м батальоном полка “Бранденбург” заброшенные из Бухареста боевики абвера захватили югославский берег дунайского ущелья Железные Ворота и взяли фарватер под свой контроль. Совместно с группой Янко сразу после начала военных действий они овладели переправами на реке Драва и аэродромом в Землине, а также нарушили линии проводной связи и устроили завалы на железных и шоссейных дорогах. Фронтовая группа полка “Бранденбург” шла в передовых рядах танков 12-й армии, имея задачей захватить военные архивы Югославии, действительно обнаруженные на одной из барж в речном порту Белграда. Пытавшийся бежать британский посланник 18 апреля был захвачен итальянцами в одном из пунктов побережья. Для его спасения англичане направили туда подводную лодку “Рид-жент”, десантная партия с которой захватила в качестве заложника итальянского офицера и требовала освобождения дипломата и сопровождавших его лиц. В это время лодку атаковали три самолета, ранившие ее командира и нескольких членов экипажа. Она вынуждена была уйти, причем едва сумела прорваться через минные заграждения и артиллерийский огонь с берега, посланник же остался в руках итальянцев. В дальнейшем персонал британской дипломатической миссии был интернирован в Италии

1 ... 123 124 125 126 127 128 129 130 131 ... 363
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?