Шрифт:
Интервал:
Закладка:
ПТРС-41 — еще одно достаточно эффективное противотанковое средство. Противотанковое ружье Симонова имело магазин на 5 патронов и автоматику перезаряжания
Уже к 28 октября фактически вся власть в Венгрии оказалась в руках Революционного военного совета во главе с генералами Канна, Ковачем и полковником Малетера. Официальным же лидером восстания ими был провозглашен Имре Надь. В этот же день венгерские войска получают приказ своего правительства о неучастии в боевых действиях. Запланированный на этот день штурм центра столицы совместными усилиями советских и венгерских частей так и не состоялся.
По требованию правительства Имре Надя в конце октября советские войска были выведены из Будапешта. 30 октября Суслов и Микоян привезли из Москвы Декларацию советского правительства о равенстве и невмешательстве в отношениях между социалистическими странами. На следующий день советские части начали выходить из Будапешта, а Имре Надь объявил по радио о начале вывода советских войск из Венгрии.
1 ноября венгерское правительство, в связи с переброской советским командованием дополнительных восьми дивизий на территорию Венгрии, заявило о выходе из Варшавского договора, о нейтралитете страны и необходимости вывода советских частей и подразделений за пределы страны. Подобного развития событий не ожидали ни в Москве, ни в столицах других социалистических государств.
В это же время 87-летний адмирал Хорти, находившийся в Португалии, предложил себя в качестве правителя Венгрии, а в канадском Монреале прошла демонстрация венгерских эмигрантов, орущих: «Гитлер возвращается! Мы — борцы свободы!»
В октябре 1956 г. озверевшие от крови и безнаказанности «борцы за демократию и свободу» вешали, затаптывали свои жертвы ногами, выкалывали им глаза и отрезали уши ножницами. На площади Москвы в Будапеште они повесили за ноги 30 чел., облили их бензином и сожгли заживо.
Тем не менее вывод советских войск начался, но это была лишь дымовая завеса. Группировка войск в Венгрии и на соседних территориях продолжала наращиваться — слишком велика была опасность венгерского примера для других социалистических стран Восточной Европы. Советское руководство решило как можно быстрее потушить разгоравшийся костер.
Отведенные от столицы на 15–20 км советские части приводили в порядок технику и вооружение, пополняли запасы горючего и продовольствия. Министр обороны Маршал Советского Союза Г. К. Жуков получил указание от ЦК партии разработать «соответствующий план мероприятий, связанный с событиями в Венгрии». Это была последняя боевая операция, которую предстояло провести Жукову.
Ручной пулемет Дегтярева (РПД), созданный еще в 1944 г., активно применялся обеими сторонами
Н. С. Хрущев и Г. К. Жуков: одна из последних «мирных» бесед
На вопрос Н. С. Хрущева о том, сколько времени потребуется советским войскам для наведения порядка в ВНР, Жуков ответил: «Трое суток»[23] Потребовалось, конечно, больше, но операция уже получила кодовое название «Вихрь». Руководство советскими войсками в Венгрии было возложено на главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств-участников Варшавского договора маршала И. С. Конева.
В приграничных военных округах по тревоге поднимались войска. На помощь Особому корпусу срочно были направлены соединения 38-й армии генерала X. Мамсурова и 8-й механизированной армии генерала А. Бабаджаняна из Прикарпатского военного округа, в том числе 31-я танковая, 11, 13 (39), 32-я гвардейские, 27-я механизированные дивизии.
Ли-2 — начал свою службу в США еще перед Второй мировой войной.
Долгое время был лучшим советским военнотранспортным самолетом
Направляемые в Венгрию части получали новые танки Т-54 и другую боевую технику. На башни танков наносили белую вертикальную полосу для опознания «свой-чужой». Из состава Отдельной механизированной армии, дислоцированной в Румынии, прибыла 33-я гвардейская механизированная дивизия генерал-майора Е. И. Обатурова. Из Одесского военного округа была переброшена 35-я гвардейская механизированная дивизия.
Тысячи танков, самоходных установок, бронетранспортеров шли по дорогам Венгрии. Со времен Второй мировой войны венгры не видели такого количества боевой техники и солдат.[24] Кольцо советских войск стягивалось вокруг центра вооруженного восстания — Будапешта. Министр обороны СССР маршал Жуков ежедневно докладывал партийному руководству о ходе боев на венгерской земле.
Т-34–85 с опознавательной полосой, получивший небольшие повреждения
К этому времени новое правительство Венгрии во главе с Имре Надем объявило о нейтральном статусе страны, да еще и обратилось в ООН с просьбой о защите суверенитета. Эти действия венгерских властей окончательно решили их судьбу. Советское руководство отдало приказ о вооруженном подавлении «мятежа». Чтобы скрыть приготовления к проведению военной акции, советские представители вступили в переговоры о выводе войск. Естественно, что этого никто не собирался делать, просто нужно было выиграть время.
2 ноября в Москву был доставлен Янош Кадар, согласившийся возглавить новое правительство после подавления мятежа, хотя еще недавно в беседе с советским послом Ю. В. Андроповым он заявлял: «Я венгр, и если понадобится, то я голыми руками буду биться с нашими танками».[25]
Т-54 — новейший танк того времени