Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Граф Орлов-Денисов целый день выдерживал со своим полком натиск врага и, когда отступление наших войск совершилось беспрепятственно, получил приказание отступить.
За дело при Кочержишках граф Орлов-Денисов был награжден орденом Св. Анны 1-й степени, а полковник Ефремов был осчастливлен ВЫСОЧАЙШИМ благоволением.
1-й корпус генерала Витгенштейна был расположен на Ковенской дороге, ему угрожала большая опасность быть отрезанным от 1-й армии и быть отброшенным к северу.
В деревне Девелтове авангарду корпуса целый день пришлось биться с многочисленным врагом, обеспечивая переправу корпуса через р. Свенту. Авангард доблестно выполнил свою задачу, в этом ему много помогли Донские казачьи полки полковника Родионова 2 и подполковника Платова 4.
Все части 1-й армии благополучно отступили к Свенцянам, а оттуда потянулись к Дриссе; только авангард одного из корпусов под начальством генерал-майора Дорохова был отрезан, не получив вовремя приказание об отступлении.
Много тревог и волнений, ежеминутно опасаясь быть раздавленным громадными силами, пережил этот отряд, пока с помощью донцов не соединился с корпусом атамана Платова.
Группа конных казаков
Первоначальное назначение летучего корпуса Платова и армия князя Багратиона было изменено.
Вместо прежнего действия в тыл французам, было решено соединить обе наши армии. Поэтому Платову и Багратиону было приказано немедля идти на соединение с 1-й армией.
Платов между тем находился в Гродно, где сосредоточивал свои полки, занятые перед тем охраной границы.
Узнав о движении неприятельских войск к Гродно, Платов отправил из нее запасы продовольствия, главную аптеку, оружие, аммуницию, различное казенное имущество, больных всего свыше 3 тысяч подвод, о чем гражданские власти не позаботились.
Получивши донесения от казачьих разъездов 17 июля о подготовке войск короля Вестфальского к переправе через Неман, Платов сжег мост у Гродно, огнем артиллерии замедлил переправу неприятеля и отступил к городу Лиде. Здесь атаман получил ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление о новом назначении 2-й армии и его корпуса – прикрывать эту армию. Багратион 19 июня прибыл в Слоним, а Платов в Лиду. 2-я армия с севера (со стороны Вильны) прикрывалась Платовым, с запада – отрядом генерал-майора Иловайского 5.
Не имея времени и возможности вывезти из Лиды большие запасы продовольствия, Платов их сжег и вывез только бывших там больных.
21 июня Платов прибыл в д. Ивие, севернее р. Немана, а Багратион в Новогрудок, южнее его.
На пути своего движения 2-й армии предстояла переправа через широкую и глубокую реку Неман.
22 июня вся армия прибыла к Николаеву, месту переправы; и в тот же день на противоположный берег переправился авангард, на другой день должна была переправиться вся армия. Но в это время князь Багратион получает от Платова известие о занятии неприятельским корпусом деревни Вишнева, лежащей на пути движения 2-й армии. Сорокатысячный корпус Даву был направлен Наполеоном из Вильны, чтобы воспрепятствовать соединению наших армий. Конечно, князь Багратион не задумался бы двинуться против него и боем проложить себе путь, но он получил в это время сведения от разъездов отряда генерал-майора Иловайского 5 о появлении с запада (тыла) войск Иеронима и с юга (правого фланга) корпуса Ренье.
Князь Багратион, любимый ученик Суворова, всегда пылал желанием сразиться с врагом, но увидел, что вступать в бой нет никакой возможности, и решил переправить авангард обратно, идти на Кареличи – Мир – Минск, ища соединения более кружным, но и более безопасным путем.
Тяжелая задача выпадала на долю казаков – оберегать армию от ударов, «денно и нощно» сторожить врага, раскрывать его передвижения, вместе с тем скрывать свою армию от неприятельской конницы; залепить ей глаза, бить ее «не щадя живота».
Платов между тем повернул на Бакшты, все время наблюдая разъездами войска Даву.
Казачий корпус, задержав неприятельские войска на время обратной переправы авангарда князя Багратиона, отступил за армией, составив ее арьергард.
26 июня князь Багратион с армией прибыл в Несвиж и приказал атаману Платову, прибывшему в окрестности местечка Мира, выслать в разные стороны партии на разведку и удерживать неприятеля, пока армия будет отдыхать. А отдых, после десятидневного тяжелого похода без дневок, был крайне необходим войскам.
От самого Слонима, с 15 июня, войска отступали по скверным песчаным дорогам. Местами песок был по колено.
Дождь лил как из ведра, был сильный ветер, и холод по утрам сильно давал себя чувствовать. Там, где дороги проходили по болотистой местности или глинистому грунту, образовалась невылазная грязь. С 23 июня холод сменила невыносимая жара.
В густых сосновых лесах палило невыносимо. Вода встречалась редко. 25 июня снова полил дождь. Под проливным дождем, увязая в грязи, добрались войска до ночлега и расположились бивуаком в лужах. От сырости нельзя было распалить дров.
Остановка на отдых армии была необходима и для того, чтобы дать возможность обозам и артиллерийским паркам уйти вперед. На корпус Платова выпала тяжелая и почетная задача – обеспечить отдых войск, дать им возможность собраться с новыми силами.
Под непосредственным начальством атамана оставалось только 5 с половиной полков, из них 2 с половиной Донских – генерал-майра Иловайского 5, полк Сысоева 3 и половина Атаманского и Донская батарея в 12 орудий; генерал-майор Кутейников с другой половиной Атаманского, полками Грекова 18, Харитонова 7 был послан к северу на выручку отряда генерал-майора Дорохова. Генерал-майор Карпов с полками – Денисова 6 и Андриянова 2 наблюдал пути к западу. Накануне, 26 июня, донцы у Карелич имели первую победу над врагом.
В предвидении близкого боя Платов отдал распоряжения. М. Мир приказал занять полку Сысоева 3. Впереди Мира, на дороге в Кареличи была выставлена сотня в заставу. По сторонам дороги, в некотором удалении от нее расположились в засаде по сотне отборных удальцов-казаков.
С приближением неприятеля застава, занимавшая дорогу, должна была притворным отступлением увлечь за собой противника.
Затем, когда неприятель минует поставленные в засаде сотни, оказавшись таким образом «в вентере», застава должна была повернуть кругом и, поддержанная полком Сысоева 3, ударить с фронта, а сотни из засады вылететь и ударить на фланги.