litbaza книги онлайнРазная литератураMITI и японское чудо: рост промышленной политики, 1925-1975 гг. - MITI

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 104
Перейти на страницу:
1920 году.

Сильно пострадали все отрасли экономики, но больше всего - сельское хозяйство. В деловом и промышленном секторах созданные банки и предприятия дзайбацу обладали большими финансовыми ресурсами, чем другие предприятия, а их конгломератная структура позволила несколько смягчить последствия потрясений. Дзайбацу, созданные в ходе войны, пострадали, но они смогли обратиться к правительству с просьбой о принятии специальных мер помощи благодаря своему доступу к политикам, которых они финансировали. Серьезные проблемы возникли у мелких предпринимателей и фермеров-арендаторов.

 

Для MCI и других экономических бюрократий проблемы носили концептуальный характер. В чем причина столь длительной рецессии? Должен ли кто-то, включая правительство, что-то с этим делать? Почему международный платежный баланс находится в хроническом дефиците? Почему прибыли корпораций так низки? Что следует предпринять? Существует множество теорий. Япония отличалась от всех других стран своей "двойной структурой" (дзайбацу против тысяч средних и мелких предприятий). Япония переживала "кризис перепроизводства", вызванный военным бумом. Япония стала жертвой "разрушительной конкуренции" из-за неограниченного роста числа банков и предприятий. И Япония просто вступала в "стадию" "монополистического капитализма", предсказанную немецкими марксистами.

У правительства не было ни ответов на эти вопросы, ни единой политики. Оно предпринимало разовые меры помощи в ответ на каждую из регулярно возникающих "паник", безрассудно тратя деньги на спасение разоряющихся предприятий (например, в случае со сталелитейной промышленностью оно покупало частные металлургические фирмы, созданные во время войны для удовлетворения так называемого стального голода, а теперь столкнувшиеся с резким падением спроса).

 

В целом денежно-кредитная политика правительства была дефляционной, но многие ее отдельные меры способствовали росту цен, что делало многие японские товары неконкурентоспособными на мировых рынках.

Наиболее известной среди них стала реакция правительства на катастрофическое землетрясение в Канто в сентябре 1923 года. Для того чтобы избежать немедленного финансового коллапса в момент землетрясения, правительство распорядилось закрыть все банки на месяц. После возобновления работы Банк Японии поручил банкам рефинансировать все просроченные долги, причем Банк Японии сам гарантировал им от убытков по этим операциям. Правительство проводило эту политику с помощью "векселей землетрясения", по которым было дисконтировано 438 млн. иен. В эту сумму были включены многочисленные безнадежные долги, образовавшиеся еще в период послевоенного спада. К весне 1927 г. было погашено около 231 млн. йен, но остаток задолженности в размере 207 млн. йен выглядел невозвратным и также препятствовал восстановлению государственных финансов страны на прочной основе. Однако общественность была настроена против списания этого долга, что означало бы крупное субсидирование крупного бизнеса, в то время как мелким фирмам и фермерам было бы позволено разориться.

В этой общей обстановке выделяется один человек из MCI, у которого начали появляться интересные идеи по оживлению экономики. Им был Ёсино Синдзи. Юридическое образование, полученное Ёсино в Todai, не дало ему много знаний об экономике, но после возвращения из Сан-Франциско в 1915 г. он пережил несколько событий, которые позволили ему взглянуть на ситуацию не только с чисто бюрократической точки зрения. Первым из них был период службы в качестве переводчика в Министерстве внутренних дел, во время которого он работал инспектором фабрики в Кобе. Там он открыл для себя мир средних и малых предприятий, под которыми в 1920-1930-е годы японцы понимали производственные предприятия с числом занятых от 5 до 30 человек (малые) и от 30 до 100 человек (средние).

Второй полезный опыт он получил в качестве сотрудника Временного бюро промышленных исследований (Rinji Sangyo* Chosa* Kyoku), созданного при MAC правительством Тераучи (февраль 1917 г.) для изучения влияния войны на японскую экономику. Бюро не предназначалось для выработки политики или принятия мер, поскольку в годы Первой мировой войны рост экономики Японии обеспечивал частный сектор. Однако предполагалось, что оно будет сравнивать Японию с другими воюющими державами и давать рекомендации по возможным социальным проблемам. Из работы бюро ничего не вышло, но Ёсино познакомился там с такими известными личностями, как Каваи Эйдзиро* (18911944 гг.) и Морито Тацуо (р. 1888 г.), оба экономиста Тодаи, работавшие в MAC в качестве консультантов. В частности, Каваи, которому впоследствии суждено было погибнуть в тюрьме во время Второй мировой войны как противнику милитаризма с немарксистских социалистических позиций, оказал значительное влияние на Ёсино. В бюро они писали работы по таким темам, как экономическое планирование, запасы на случай чрезвычайных ситуаций, финансирование промышленности, американские таможенные пошлины.

 

В начале 1920-х годов, работая начальником отдела в Бюро по делам промышленности, Ёсино стал одним из первых государственных служащих, получивших экспертные знания о секторе средних и малых предприятий. Он обнаружил, что, несмотря на стратегическую важность современных предприятий дзайбацу, на средних и малых фабриках было занято подавляющее большинство промышленных рабочих Японии. Что еще более важно, фирмы дзайбацу производили продукцию в основном для внутреннего рынка, а средние и малые предприятия концентрировались на производстве для экспорта. За некоторыми исключениями, такими как производство вискозы, шелковой пряжи и хлопчатобумажных тканей, где крупные предприятия также являлись сильными экспортерами, средние и мелкие производители мелких товаров, таких как велосипеды, керамика, эмалированная посуда, консервы, шляпы, шелковый текстиль и т.д., обеспечивали от 50 до 65% всего японского экспорта. И при этом они несли убытки.

Сотрудники из MAC пришли к выводу, что в стране слишком много мелких фирм, избыток дешевой рабочей силы, неадекватные каналы и информация для маркетинга; в результате сектор малого бизнеса выбрасывает товары за рубеж. Мелкая экспортная фирма не только не зарабатывала много валюты, но зачастую даже не покрывала свои расходы. Более того, крупные торговые компании "дзайбацу", монополизировавшие сбыт этой продукции, эксплуатировали средние и мелкие предприятия, поставляя сырье по высоким ценам и принимая партии готовой продукции по низким ценам.

В 1925 г. новое министерство разработало и единогласно приняло два новых закона, которые стали первой попыткой облегчить эти условия, - Закон об ассоциации экспортеров и Закон об ассоциации основных экспортных отраслей. В них мы видим в зачаточном состоянии основные инструменты политики, которые японское правительство использует до сих пор, в частности, картели "рецессии" и "рационализации", как их стали называть в эпоху МИТИ.

В соответствии с Законом об ассоциациях экспортеров были созданы экспортные союзы по отдельным товарным позициям среди средних и мелких предприятий. Закон наделял эти ассоциации правом принимать продукцию на экспорт по консигнации от своих членов, а также контролировать количество, качество и цены на экспортные товары. Закон "Об ассоциации крупных экспортных отраслей" был призван положить конец жесточайшей конкуренции между такими предприятиями. В соответствии с ним были созданы отраслевые союзы, которые отличались от экспортных

1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 104
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?