Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Партия сотника Урюпискова заходила даже в тыл французов. О расположении неприятеля и о том, что на них можно напасть скрытно и неожиданно, донцы донесли по начальству, и граф Орлов-Денисов предложил Кутузову напасть на левый фланг французов, подойдя к нему скрытно по лесу.
Кутузов согласился только после убедительных доводов о выгоде предприятия.
Армию по составленному плану разделили на 2 колонны: правая колонна генерала Бенигсена, куда вошло 10 Донских [9] казачьих полков, под начальством графа Орлова– Денисова, должна была скрытно обойти левый фланг неприятеля через лес, а левая, под личным начальством Кутузова, должна была содействовать атакою с фронта правой колонне.
Вечером войска приготовились к выступлению, полагая ночью подойти к неприятельскому лагерю, а на рассвете атаковать.
Смеркалось. Облака покрыли небо. Погода хотя была и сухая, но земля была влажная; не было слышно ни шествия войск, ни движения артиллерии.
Войскам запретили громко разговаривать, курить трубки, высекать огонь; лошадей приказали удерживать от ржанья.
Наконец при светлом зареве огней, показавших нам расположение французов, колонны расположились на ночь на том месте, откуда на рассвете надлежало вести атаку; составили ружья в козлы и улеглись на сырой земле.
Граф Орлов-Денисов с 10 Донскими полками расположился на ближайшей к неприятелю опушке леса.
Перед зарей казаки привели перебежчика – польского унтер-офицера, вызвавшегося, если ему дадут конвой, схватить Мюрата, ночевавшего, по его уверению, в деревне позади лагеря с незначительным караулом.
Сто червонцев при успехе, смерть в случае обмана были обещаны перебежчику.
С ним послали генерал-майора Грекова 1-го с двумя Донскими полками. Едва отправились они за ценной добычей, как уже стало рассветать. Граф Орлов-Денисов вышел из леса и, взглянув с возвышения влево, откуда должны были наступать наши колонны, обнаружил, что они еще не появлялись.
Между тем было замечено пробуждение неприятельского лагеря от сна. Опасаясь быть открытым французами и ежеминутно ожидая наступления наших пехотных колонн, граф Орлов-Денисов отменил намерение схватить Мюрата, послав приказание вернуть назад бригаду генерал-майора Грекова 1. По прибытии Грекова граф Орлов-Денисов, видя невозможность терять ни одной минуты, решил атаковать, не ожидая пехотных колонн.
Сверкнула шашка в руках храброго предводителя донцов, наклонился лес казачьих пик, полетели карьером в разные стороны ординарцы с приказаниями. Быстро развернулись донцы. Земля загудела от топота тысяч копыт.
Атака была столь неожиданна и стремительна, что французы не успели даже стать в ружье и произвели только несколько поспешных орудийных выстрелов.
Казаки опрокинули врагов, гнали и кололи их пиками.
Храбрый есаул Чеботарев с сотней лейб-казаков полка, увлекшись преследованием, врезался в тыл неприятельского авангарда, налетел на французскую батарею, перебил всю прислугу и успел увезти 1 пушку.
Продолжая поражать расстроенного неприятеля, Чеботарев напал на пехоту, смял ее и взял более 100 человек пленными, но сам с сотней оказался окруженным со всех сторон.
С пиками наперевес понеслась сотня на врагов и сокрушительным ударом проложила себе путь сквозь сомкнувшиеся ряды пехоты. По всему полю неслись донцы за спасавшимися неприятелями. Пока граф Орлов-Денисов выстраивал рассыпавшихся во время преследования казаков для новой атаки французов, строившихся за оврагом, из леса показалась наша пехота. Но это была только одна бригада под начальством Багговута. Мюрат воспользовался запозданием наступления нашей пехоты и успел устроить войска, не атакованные еще донцами.
Против казаков бросились французские кирасиры, но были отбиты огнем донской батареи.
Под прикрытием кавалерии стал отступать неприятельский обоз, а затем и колонны пехоты.
Казаки настойчиво старались отрезать путь отступления неприятеля, но для одновременного действия и против пехоты, и кавалерии, и артиллерии неприятельской они были слишком малочисленны.
Наступавшая наша пехота была сдержана огнем неприятельских батарей и атаками кавалерии. А донцы между тем рубили и кололи в окрестностях лагеря. Когда наконец наши колонны сосредоточились, восстановили связь и открыли огонь, неприятель был в полном отступлении.
Во время Тарутинского сражения из отряда генерал– майора Дорохова был выслан разъезд в 10 Донских казаков, под командою урядника Филатова, для наблюдения движения неприятеля по реке Наре между отрядом Дорохова и армией.
Во время сражения урядник Филатов заметил в тылу французов партию всадников. Не задумываясь над неравенством в числе, Филатов атаковал неприятеля и собственноручно убил бывшего здесь начальника неаполитанской гвардии – генерала Дери, и в доказательство представил доломан его с звездою, четырьмя крестами и лядункой.
За этот подвиг Филатов был награжден чином хорунжего и орденом Св. Анны 3-й степени.
В Тарутинском сражении с нашей стороны в действительности участвовало до 12 тысяч, у неприятеля до 20 тысяч человек.
38 орудий, почти весь лагерь и 1500 пленных стали добычей храбрых сынов Тихого Дона. Эта победа целиком принадлежит донцам. Замыслил ее граф Орлов-Денисов, и одержали ее донцы.
Запоздалое наступление остальных войск помешало нам совсем уничтожить авангард Мюрата.
Это было первое сражение, исключая прежние бои донцов, в котором русские войска сами перешли в наступление; не отбивались, а шли сами бить врага.
В неприятельском лагерь и в отбитых обозах было найдено много награбленных французами в Москве вещей.
Неприятельский лагерь был показателем состояния французских войск.
Больные, лишенные всякого призрения, лежали на холодной, сырой земле.
Около шалашей лежали иконы, похищенные из соседних церквей и употреблявшиеся святотатцами вместо дров. В находившихся близ лагеря церквах алтари были ниспровергнуты, самые церкви обращены в конюшни.
Тарутинская победа имела великое значение.
Надежда на мир у французов совершенно рухнула.
Победа воодушевила и подняла мужество русских войск. Смелее и веселее стали смотреть лица русских солдат, предчувствовавших уже полное торжество над врагом.
На другой день на месте боя служили благодарственный Богу молебен. Солдаты с удивлением и уважением смотрели на героев донцов, виновников победы.
Генерал Бенигсен, командовавший колонной, доносил Кутузову: «Граф Орлов-Денисов действовал самым блистательным образом; его храбрость делает честь русскому оружию. Он первый подал мысль обойти левое неприятельское крыло…»
Наградой доблестному предводителю храбрых донцов, графу Орлову-Денисову, был орден Св. Георгия 3-й степени.
В то время как Тарутинский лагерь 7 октября оглашался молебным пением и возглашением многолетия ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ I, французская армия тронулась из Москвы.