Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Я всегда вспоминаю прогноз Римского клуба – престижного аналитического центра, заявившего в 1970 году, что рост населения Земли приведет к глобальному голоду к 2000 году. При этом члены клуба не были паникерами. При взгляде на темпы производства продуктов питания и роста населения в глобальном смысле их прогноз кажется точным. Но он не сбылся, потому что они не учли резкий рост объема доступного продовольствия, произошедший благодаря усовершенствованиям Нормана Борлоуга, «отца Зеленой революции»[45]. Далее, они не предугадали тенденцию к снижению рождаемости, потому что никогда не брали в расчет некоторые факторы. В результате всеобщая вера в неконтролируемый рост населения была опровергнута тем, что в расчет не были приняты уже свершившийся факт (создание «чудесных» семян) и только еще формирующаяся тенденция (снижение уровня рождаемости).
Подобные прогнозы демографической катастрофы делались, исходя из доступных на то время данных: население росло, объем продовольствия оставался на одном и том же уровне. Модель, из которой исходили прогнозисты, видимо, была чересчур обширной и сложной. Не знаю, ошибаются ли те, кто сейчас говорит о климатическом изменении. Однако я вижу, что модели, подобные тем, которые описываются в «Демографической бомбе»[46], часто оказываются ошибочными. Поэтому их я не касаюсь, ибо не знаю, как с ними обращаться. Это мое упущение: климат меняется (и, скорее всего, по вине людей), а у меня недостаточно ориентиров, чтобы понять, как это отразится на юго-западе Америки, а как – на северо-востоке.
Кроме того, я не стал поднимать эту тему, потому что сколь-либо значимое действие носит политический характер, требующий глобальных шагов, а я уверен, что никаких шагов не последует. Цена изменения образа жизни ради уменьшения выброса парниковых газов будет колоссальной, и не стоит ее занижать. Она будет подразумевать значительное снижение уровня жизни – даже в странах, подобных Китаю, где этот показатель, по большей части, и так находится на катастрофической отметке.
Активно развивающиеся страны не станут ничего менять из-за своей неспособности справиться с нестабильностью, которая обязательно возникнет вследствие подобных изменений. Что же касается продвинутого, промышленно развитого мира, то здесь есть два политических нюанса. Первый: никто не говорит, что непоправимое случится уже в следующем году. Большинство людей оценивают степень опасности, исходя из ее близости во времени. Они рассуждают примерно так: изменения климата может и не случиться, а если это произойдет, то уж после моей смерти, поэтому не буду утруждаться по поводу того, чего, возможно, и не будет. Второй нюанс: люди, которых потепление заботит больше всего, – это те, кому доверяют меньше всего. Поэтому разговоры об изменении климата многими расцениваются всего лишь как попытка этих людей установить контроль над государством и диктовать ему линию поведения. Так что я не прогнозирую каких-либо глобальных мер в ответ на изменение климата, потому что не считаю, что эти меры будут приняты.
Раз уж мы затронули эту тему, давайте выделим то, что, на мой взгляд, может сыграть главную роль в решении проблемы. Изменение климата налицо, причиной тому является человечество, но никто не хочет тратиться на решение проблемы. «Зеленые» технологии не потянут бремя индустриального общества потребления. Мое видение проблемы связано с испытаниями ракет на западе Техаса[47]. Единственный способ прекратить загрязнять планету электростанциями – задействовать солнечную энергию, получаемую из космоса. В космосе имеется бесперебойный источник солнечного света и достаточно места для коллекторов. Они будут конвертировать солнечную энергию в сверхвысокочастотное излучение и передавать его на Землю мощным трансформаторам, преобразующим СВЧ-пучки в пригодное для использования электричество. Так будет положен конец чрезмерному использованию углеводородов и, возможно, исчезнет опасность глобального потепления.
О возможности выработки электроэнергии из солнечных лучей при помощи расположенной в космосе энергетической станции я писал в своей книге «Следующие 100 лет», и сейчас эта возможность может стать реальностью. Мне хочется рассматривать эти исследования NASA в качестве доказательства своей правоты. Такой способ производства электроэнергии окажется менее затратным, чем сокращение вдвое выработки энергии; он не вызовет революции и будет доступным. Вне зависимости от конкретных моделей развития, подобный способ должен быть опробован.
2026 год станет судьбоносным для США. Исполнится 250 лет со дня подписания Декларации независимости, 250 лет с того момента, как поселенцы провозгласили себя народом и пошли дорогой, которая привела к войне, невероятной победе и написанию конституции, побудившей их не просто стать народом, но и создать государственное устройство. Все это началось 4 июля почти 250 лет назад, и история до сих пор разворачивается, как мы видели, в своеобразном, присущем только Америке, стиле.
Наиболее поразительным является то, какой Америка стала. Из третьесортной страны она превратилась в исполина, руководящего миром. На ее долю приходится почти четверть годового ВВП в мире. Ее военные силы присутствуют и действуют, мудро или не очень, по всей планете. Американские вооруженные силы развернуты более чем в 150 странах, в большинстве случаев – для незначительных учений, но некоторые задействованы и в военных конфликтах. Какой бы ни была их задача и численность, количество стран присутствия поражает.
Отцы-основатели предполагали, что США откроют новую эру. Однако мы все склонны предполагать нечто, в реальность чего не слишком верим. Представляли ли отцы-основатели почти 250 лет назад, что Америка станет такой, какой стала? У Джефферсона и Вашингтона можно обнаружить намеки на подобный исход.
Для ироничного Франклина, возможно, подобная мысль была бы слишком фантастичной. Джон Адамс и Джеймс Мэдисон, видимо, были больше обеспокоены настоящим, чем далекими от жизни мечтаниями. Однако мечты стали реальностью. Америка превратилась в империю, несмотря на свое выступление против Британской империи. Руководители нации задумывали и предусматривали много разных вещей. Но что должно было случиться, то случилось.
Фундамент американской империи – не войны и даже не экономика. Это рок-н-ролл, футболки с надписью «Santa Barbara» и бейсболки с логотипом New York Yankee. Это союз людей из двух десятков разных стран, каждый из которых изъясняется на великолепном английском, потому что язык – это единственное, что их объединяет. Это прежде всего компьютер и языки программирования, созданные исключительно на основе английского. Это люди, недолюбливающие и даже ненавидящие США, но надеющиеся, что их дети поступят в американский университет.