litbaza книги онлайнВоенныеВаршавское восстание и бои за Польшу, 1944–1945 гг. - Николай Леонидович Плиско

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 71 ... 76
Перейти на страницу:
Временного польского правительства, выявляя этим из подполья членов партий.

ОСУБКА-МОРАВСКИЙ поддерживает выдвинутую БЕРУТОМ позицию.

Со своей стороны считаю, что будет правильным под предлогом проведения переговоров собрать представителей всех партий в определенном месте, взять их под охрану, после чего дать возможность БЕРУТУ и МОРАВСКОМУ провести с ними переговоры, после которых решить вопрос об аресте или частичном освобождении.

Прошу Ваших указаний.

Серов».

Какие же указания были получены из Москвы? Лучше всего на этот вопрос отвечает документ, датированный 27 марта 1945 года, за подписью того же Серова:

«Г. Варшава, 27 марта 1945 г.

Совершенно секретно

Продолжая развивать легенду предстоящей встречи с представителями подпольных организаций АК и политических партий, действующих на территории Польши от имени лондонского эмигрантского правительства, сегодня, в соответствии с Вашими указаниями, нами были задержаны:

1. Вице-президент (та же ошибка составителя документа, следует писать: вице-премьер) польского эмигрантского правительства, он же главный делегат на территории Польши — ЯНКОВСКИЙ.

2. Президент «Рады едности народовой» ПУЖАК, он же председатель подпольной польской партии социалистов (ППС).

«Рада едности народовой» создана лондонским эмигрантским правительством как руководящий совет от представителей всех подпольных политических партий.

3. Исполняющий обязанности военного министра польского эмигрантского правительства — бригадный генерал ОКУЛИЦКИЙ, он же главный комендант «Армии Крайовой», псевдоним «Недзвядек».

На завтра имеется возможность собрать полностью всех членов «Рады едности народовой».

Прошу Ваших дальнейших указаний.

И. Серов».

Операция «Изъятие» — действие

Как же был организован и проходил арест польского подпольного правительства? На этот вопрос отвечает подробный отчет Серова, датированный тем же 27 марта.

«Проводя комбинацию по изъятию подпольного руководства АК, нами было установлено, что на территории Польши по указанию лондонского эмигрантского правительства создана подпольная «Рада едности народовой», которой предоставили права польского парламента.

В состав «Рады едности народовой» входило по 2–3 представителя от каждой подпольной политической партии. Президентом «Рады едности народовой» был избран генеральный секретарь ППС ПУЖАК, член ППС с 1902 года с высшим юридическим образованием.

ПУЖАК, начиная с 1919 года, бессменно избирался депутатом польского сейма. В течение последних 17 лет ПУЖАК являлся генеральным секретарем ППС.

Кроме того, на территории Польши существует также Совет министров, который состоит из 4-х министров лондонского эмигрантского правительства. Совет министров возглавляет вице-премьер лондонского эмигрантского правительства ЯНКОВСКИЙ, инженер-химик по профессии, в прошлом состоял в партии труда и принимал активное участие в профессиональном движении.

ЯНКОВСКОГО хорошо знают МИКОЛАЙЧИК и АРЦИШЕВСКИЙ, и до последнего времени ЯНКОВСКИЙ получал от АРЦИШЕВСКОГО руководящие указания по работе в подполье, имея с ним радиосвязь.

Как нами установлено, на последнем заседании Совета министров состоялось решение, которым на главного коменданта «Армии Крайовой» бригадного генерала ОКУЛИЦКОГО, псевдоним «Недзвядек», возложено исполнение обязанностей военного министра Польши.

Основные подпольные политические партии: ППС, Стронництво людове, Стронництво праци (труда), народные демократы и Стронництво демократично, также принимали активное участие в мероприятиях, проводимых лондонским эмигрантским правительством и входят в «Раду едности народовой» и в Совет министров.

Учитывая, что перечисленные подпольные органы и партии приступили к организованным мероприятиям, противодействуя Временному польскому правительству, нами, в соответствии с Вашими указаниями, были приняты меры к изъятию основных руководителей подпольных организаций.

Нам удалось установить непосредственную связь с вице-премьером ЯНКОВСКИМ под предлогом предупреждения его о прекращении диверсий и иных враждебных действий в тылу 1-го Белорусского фронта. После этого предупреждения ЯНКОВСКИЙ, желая оправдаться, просил организовать ему встречу с командованием фронта. При этом ЯНКОВСКИЙ заявил, что он может собрать представителей подпольных политических партий, которые имеют желание определить свои позиции в связи с создавшейся в Польше обстановкой, и просят командование фронта оказать содействие в выходе из подполья, гарантируя им безопасность со стороны Временного польского правительства.

В связи с этим нами коротко проинформированы БЕРУТ и МОРАВСКИЙ.

Как нами установлено, последние в свою очередь рассказали членам ЦК ППС, хотя и были предупреждены о неразглашении.

Как уже докладывалось, сегодня, 27 марта, состоялась «предварительная встреча» нашего представителя с ЯНКОВСКИМ, ПУЖАК и ОКУЛИЦКИМ, которые после краткой беседы были под предлогом проведения переговоров с командованием доставлены к нам.

Нами установлено, что эти лица пришли одни без охраны и оружия, заявив оставшимся на месте жительства участникам, что они едут по деловым вопросам к военному командованию. Одновременно с этим предупредили основных депутатов «Рады едности народовой» о необходимости явки на «совещание» в гор. Пружков (Так в тексте. Следует читать: Прушков) близ гор. Варшавы, где они также будут присутствовать. Таким образом, их исчезновение не вызовет подозрений.

Завтра, 28 марта, все депутаты «Рады», а также и приехавшие с ними, в соответствии с Вашими указаниями, будут отведены к месту «совещания».

Количество участников «совещания», которые будут изъяты, сообщим дополнительно.

Нами также строго предупреждены о неразглашении указанной комбинации оперативные работники, принимавшие в ней участие.

БЕРУТУ и МОРАВСКОМУ было заявлено, что переговоры с ЯНКОВСКИМ не удались. ЯНКОВСКИЙ и другие скрылись и у нас имеются предположения, что их кто-то предупредил о возможном задержании.

О последующем буду докладывать.

Серов».

Операция «Изъятие» — продолжение

О том, что последовало, рассказывает донесение Берии Сталину и Молотову от 29 марта 1945 года.

«Совершенно секретно

НКВД СССР докладывает, что 28 марта с. г. в Польше дополнительно арестованы председатели подпольных политических партий, члены президиума «Рады едности народовой» и некоторые министры польского эмигрантского правительства:

Вице-президент «Рады едности народовой» Звежинский Александр, председатель подпольной организации партии «Стронництво народове, член этой партии с 1925 года;

вице-президент «Рады едности народовой» Багинский Казимир, председатель подпольной организации партии «Стронництво людове», член этой партии с 1915 года, с высшим образованием, по профессии журналист;

секретарь

1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 71 ... 76
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?