Шрифт:
Интервал:
Закладка:
председатель подпольной организации партии «Единство демократично» Чарновский Евгений, с 1939 года являлся одним из организаторов этой партии, с высшим образованием;
председатель подпольной организации партии «Стронництво праци» Хацинский Иосиф, член этой партии с 1940 года, с высшим юридическим образованием;
заместитель председателя и член главного управления подпольной организации партии «Единство демократично» Михаловский Станислав, с высшим юридическим образованием;
член президиума подпольной организации партии «Стронництво народове» Стыбульский Збигнев (правильно — Стыпулковский Збигнев), член этой партии с 1925 года, с высшим юридическим образованием;
член главного управления подпольной организации партии «Стронництво людове» Кобылянский Казимир, с высшим образованием (инженер-механик);
член президиума подпольной организации партии «Стронництво людове» Мержва Станислав (правильно — Межва Станислав), член этой парии с 1930 года, с высшим юридическим образованием;
министр юстиции, просвещения и земледелия подпольного Совета министров польского эмигрантского правительства Бень Адам, с высшим юридическим образованием, член президиума подпольной организации партии «Стронництво людове», член этой партии с 1921 года;
министр финансов и контроля подпольного Совета министров польского эмигрантского правительства Ясюкевич Станислав (правильно — Ясюкович Станислав), доктор политической экономии, член президиума подпольной организации партии» Стронництво народове», член этой партии с 1905 года;
директор информации Домбковский Юзеф, с высшим образованием, по профессии издатель литературы. (В списке арестованных по процессу шестнадцати не значится. Возможно, речь идет о Юзефе Стемлере — псевдонимы — Домбский Юзеф, «Ян»).
Арестованные доставляются в Москву.
Народный комиссар внутренних дел
Союза ССР
Л. Берия».
О предварительных результатах следствия по делу арестованных членов подпольной Крайовой Рады министров Берия и Меркулов незамедлительно докладывали в Кремль.
«4 апреля 1945 года
Тов. Сталину
Тов. Молотову
Докладываем предварительные результаты следствия по делу арестованных поляков, проводивших вражескую работу в тылу Красной Армии на территории Польши.
По делу арестовано 16 человек. Список арестованных прилагается.
Допросами арестованных установлено, что работой подпольных организаций на территории Польши руководил созданный в 1943 году подпольный совет министров «Крайова рада министров». Председателем «Крайовой рады министров» является заместитель премьер-министра лондонского правительства — Янковский Ян-Станислав Иосифович, с пребыванием в Польше.
Янковский имел постоянную радиосвязь с лондонским правительством, от которого получал директивы по работе в Польше, денежные средства, оружие и боеприпасы.
В состав «Крайовой рады министров» в качестве заместителей Янковского были назначены: Бень А.В., член президиума крестьянской партии «Стронництво людове». Ясюкевич С.И. (правильно — Ясюкович), член президиума партии национал-демократов «Стронництво народове» и Пайдак А.Ю., член Краковского окружного комитета ППС (арестованы).
Нелегальный аппарат совета министров состоял из семи следующих департаментов: внутренних дел, информации и пропаганды, финансов, социального обеспечения, труда, культуры и сельского хозяйства.
В конце 1943 года Янковский по указанию лондонского правительства, создал подпольный парламент, т. н. совет национального единства — «Раду едности народовой», в который были привлечены представители партий: «Стронництво людове» (Крестьянская партия), «Стронництво народове» (Партия национал-демократов), «Стронництво праци» (Партия труда) и ППС (социалисты).
Председателем «Рады едности народовой» был избран генеральный секретарь ППС Пужак Казимир Войцехович.
После освобождения Красной Армией Польши от немецко-фашистских захватчиков подпольный совет министров и совет национального единства продолжали оставаться на нелегальном положении, и повели вражескую работу против Временного польского правительства и Красной Армии.
Подпольный совет министров руководил деятельностью «Армии Крайовой», командующим которой, после сдачи в плен немцам в Варшаве Бур-Комаровского (правильно — Бур-Коморовский), был назначен заместитель Комаровского — бригадный генерал Окулицкий Леопольд Блажевич.
По вопросу своей нелегальной работы в Польше арестованные дали следующие показания[2]:
1. Янковский Ян-Станислав Иосифович
На допросе Янковский заявил протест против своего ареста и выдвинул требование — сообщить о задержании членов подпольного польского правительства тов. Молотову, выделенной Крымской Конференцией «Комиссии трех», а также лондонскому правительству в лице Арцишевского и бывшего премьер-министра Миколайчика.
Янковский показал, что после назначения его заместителем премьер-министра лондонского правительства деятельность подпольного совета министров направил против Польского Временного правительства, которое с его точки зрения не является законным. Янковский заявил, что «сторонники лондонского правительства Польши не могут признать законность существующего в Польше Временного правительства, которое держится у власти силой Красной Армии и не является выразителем воли польского народа».
«Мы, — заявил Янковский, — не желаем, чтобы Польша была 17-й республикой СССР, мы хотим свободы и будем за нее бороться».
2. Пужак Казимир Войцехович
Пужак показал, что по своей нелегальной работе в Польше он был связан по радио с польским эмигрантским правительством в Лондоне, в частности, с бывшим премьер-министром Миколайчиком, а после его ухода в отставку — с Арцишевским и вице-премьером Яном Квапинским, он же председатель секции ППС за границей.
Пужак показал, что польское правительство в Лондоне, прежде чем принять какое-либо решение, запрашивало мнение подпольного парламента — «Рады едности народовой» по соответствующим вопросам.
На следствии Пужак заявил, что Временное правительство Польши он считает незаконным и с его руководителями согласился бы сотрудничать лишь в случае переизбрания их на основе польской конституции 1935 года.
3. Бень Адам Валентинович
Бень показал, что в 1943 огоду работал при немцах судьей по польским гражданским делам в Варшаве, был введен в состав подпольного совета министров.
В начале 1945 года, до опубликования решений Крымской Конференции, премьер-министр польского лондонского правительства Арцишевский выдвинул перед подпольным советом министров предложение о вступлении в переговоры с советским правительством и создания независимой Польши: Арцишевский предлагал при переговорах иметь в виду необходимость обеспечения самостоятельности Польши и недопущения вмешательства Советского правительства во внутренние дела.
После опубликования решений Крымской Конференции от Арцишевского была получена телеграмма с указанием — решения Крымской конференции отвергнуть и ни на какие уступки и соглашения с Советским правительством не идти.
Нелегальное правительство в Польше, обсудив решения Крымской конференции и телеграмму Арцишевского, постановило:
А) Вступить в переговоры с Советским правительством