litbaza книги онлайнИсторическая прозаСпецслужбы Белого движения. 1918-1922. Разведка - Николай Кирмель

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 79 80 81 82 83 84 85 86 87 ... 91
Перейти на страницу:

Согласно ранее разработанному плану, 12 августа 1920 года командование белых приступило к осуществлению десантной операции на Кубани силами 12,5-тысячного отряда под командованием генерала С.Г. Улагая, о чем было хорошо известно противнику. Штабу Русской армии не удалось организовать объединения отрядов «бело-зеленых» и скоординировать их выступления с десантом войск. Связь оказалась крайне неустойчивой даже с «армией» генерала М.А. Фостикова, казаки которой, по данным Н.Д. Карпова, «по-прежнему не жаловали добровольческую политику и саму Русскую армию…»

Расчеты штаба Русской армии на помощь со стороны казачества не оправдались, что послужило одной из причин срыва десантной операции П.Н. Врангеля, целью которой, отметим еще раз, являлся захват Кубани и Северного Кавказа, а также и развертывание широкомасштабного антибольшевистского восстания на Юге России. Другие факторы неудачной попытки белых вырваться из Крыма летом 1920 года достаточно подробно изложены в исследованиях отечественных историков и воспоминаниях участников Гражданской войны. «Единственное, что дал нам десант, это значительное пополнение десантного отряда людьми и лошадьми, — писал П.Н. Врангель. — Число присоединившихся казаков исчислялось десятью тысячами. Это число не только покрывало тяжелые потери последних дней на северном фронте, но и давало значительный излишек».

Следует отметить, что деятельность спецслужб Русской армии отнюдь не сводилось лишь к обеспечению десанта. Они в полной мере осуществляли разведывательное обеспечение боевых операций, проводившихся белогвардейскими соединениями и частями.

В начале осени 1920 года генералу П.Н. Врангелю стало известно, что 1 сентября Политбюро ЦК РКП(б) потребовало от Реввоенсовета Республики разгромить Русскую армию и взять Крымский полуостров до начала зимы. Главнокомандующий предпринял ряд оперативных мер, чтобы пополнить армию за счет мобилизации, а также остатков десанта генерала С.Г. Улагая и отряда генерала Н.Э. Бредова. Принятые меры позволили увеличить общую численность войск на 13 тыс. штыков и 6 тыс. сабель. Большевики на Южный фронт в это время направили свыше 68 тыс. штыков и до 21 тыс. сабель. По данным врангелевских спецслужб, к 26 октября на Южном фронте было сосредоточено 69 тыс. штыков и 34 800 сабель.

Начало наступления советских войск намечалось на 28 октября. Однако разведка предупредила П.Н. Врангеля о готовящейся операции, и главнокомандующий приступил к отводу своих сил к Крымскому перешейку. Утром 28 октября 6-я армия перешла в наступление и сумела выйти к Перекопу, но взять его не смогла. Медленное продвижение 4-й, 13-й армий, 2-й Конной армии, распыление сил 1-й Конной армии позволило основной группировке белогвардейцев уйти в Крым. В начале ноября Южный фронт ценой больших потерь прорвался на Крымский полуостров и завершил разгром Русской армии.

В Сибири, в Поволжье и на Урале после свержения советской власти в результате чехословацкого мятежа образовался новый театр военных действий. Советские войска (Восточный фронт) в начале августа 1918 года перешли в наступление с целью отбросить противника от Волги и выйти на рубеж Актюбинск, Тюмень.

Разведка штаба Сибирской армии докладывала о слабых силах противника, которые к тому времени еще не были сведены в крупные войсковые единицы: «Существуют штабы армий и дивизий, но состав подведомственных полков совершенно произвольный. Существует утвержденный Троцким штат пехотной дивизии 3-бригадного состава, но формирование их производится очень медленно, и они до сих пор еще нигде на фронте не появились».

Из перехваченных советских радиограмм белые знали о недостатке у красных боеприпасов и снаряжения, из-за чего их продвижение на Оренбург со стороны Актюбинска приостанавливалось.

В сентябре 1918 года войска Восточного фронта получили пополнение и перешли в наступление. В сводке сведений о противнике штаба Сибирской армии за период с 8 по 15 сентября 1918 года говорится, что в течение последних двух недель были получены данные о произведенных красными преобразованиях 3-й армии, имевшей в подчинении четыре номерных дивизии 2—3-бригадного состава, формировании трех полков и т.д.

В ходе наступления войска противника 10 сентября заняли Казань, 12 сентября — Симбирск, 7 октября — Самару, 7 ноября — Ижевск и подошли к Уралу. «За истекшую неделю красные в большом количестве подвезли пехоту, кавалерию и артиллерию на бузулукском направлении, доведя свои силы, действующие против Оренбурга и Уральска, до 40 тыс. штыков и сабель, 400 пулеметов и 126 орудий, — гласит общая сводка сведений о противнике штаба ВГК с 9 по 16 ноября 1918 года. — По показаниям взятого в плен офицера, красные, наступая тремя колоннами, должны взять Бирск и Уфу, одна из этих колонн будет наступать… на Бирск, вторая — на Уфу, третья — между первыми двумя». В следующей сводке белые от агентуры получили утешительные для себя сведения об отсутствии резервов у противника на уральском направлении, поскольку «все отправлено к Царицыну».

Неудачи на фронтах отчасти послужили причиной свержения Уфимской директории. Пришедший к власти в результате переворота адмирал А.В. Колчак, намереваясь добиться перелома в пользу белых войск, решил провести новые мобилизации и ускорить переформирование Екатеринбургской и Прикамской групп в Сибирскую армию, сформировать Западную армию и развернуть ее на уфимском направлении.

Из-за возросшего сопротивления колчаковских войск и переброски части сил на Южный фронт наступление Восточного фронта приостановилось. В конце ноября 1918 года он насчитывал 76 тыс. штыков, 10 тыс. сабель, 376 орудий и 1717 пулеметов. Белогвардейские части, усиленные чехами, к тому времени имели свыше 100 тыс. штыков, 18 тыс. сабель, 110 орудий и 291 пулемет.

Недостаток сил Восточного фронта и зима определили два основных направления активных боевых действий — екатеринбургское и уфимское.

29 ноября Екатеринбургская группа под командованием генерала Р. Гайды перешла в наступление и к 14 декабря создала угрозу захвата Перми, а 25 декабря взяла город. В результате 20-дневной операции 3-я армия красных была разгромлена.«… падение Перми было немаловажно для обеих сторон, — подчеркивает советский военный историк Н.Е. Какурин, — противник получил в свои руки важнейший узел водных и железнодорожных путей, крупный военный завод (Мотовиловский), а советская власть теряла последний крупный рабочий центр на Урале».

Однако продвигаться дальше к Вятке белогвардейцы из-за недостатка сил не могли. 6 января А.В. Колчак отдал приказ о переходе Сибирской армии к обороне и переброске части войск на уфимское направление, поскольку от разведки были получены сведения о стремлении красных занять Уфу и Оренбург. Но принятые Верховным правителем меры не привели к желаемым результатам. В начале января 1919 года советские войска заняли Уфу, а 22 января числа части 1-й армии, наступавшей с запада, соединились в Оренбурге с Туркестанской армией. 24 января 4-я армия овладела Уральском. «Стратегические последствия всех этих успехов покрывали полностью неустойку под Пермью», — писал Н.Е. Какурин.

15 февраля 1919 года адмирал А.В. Колчак своей директивой предусматривал в начале марта переход в наступление по всем направлениям: Сибирской армии предстояло разбить 2-ю армию и овладеть районом Сарапул, Боткинский и Ижевский заводы; Западной армии — занять район Бирск, Белебей, Стерлитамак, Уфа, выйти к реке Ик и помочь Оренбургской армии овладеть Оренбургом и Актюбинском; Оренбургская армия должна была соединиться с Уральской армией. 3 марта А.В. Колчак дополнительно указал направление главного удара — Западной армии овладеть Уфимским районом.

1 ... 79 80 81 82 83 84 85 86 87 ... 91
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?