-
Название:Крутые перевалы
-
Автор:Семен Яковлевич Побережник
-
Жанр:Разная литература
-
Страниц:72
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Побережник С. Я.
КРУТЫЕ ПЕРЕВАЛЫ
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
Много лет тому назад военная судьба случайно свела меня с автором этой книги, моим фронтовым товарищем, боевым другом.
Книга его воспоминаний — свидетельство мужества, стойкости и высокого духа человека, которого не могли сломить никакие житейские бури и штормы, человека, выдержавшего с честью все испытания, выпавшие на его долю, и оставшегося до конца верным великим идеалам, которым он отдал молодость, огонь своего большого и честного сердца.
Знойным летним днем 1936 года, когда от нестерпимой жары, казалось, плавились камни мостовой на испанской земле и желтели листья чистеньких оливков в рощах, в штаб Двенадцатой интернациональной бригады, недавно созданной в Альбасете, вошел молодой боец в лихо сдвинутом набок синем берете. Он робко спросил у дежурного, где можно видеть командира Пабло Фрица, т. е. меня (под этим именем я находился в Испании в качестве военного советника). Ему показали.
— Чоферо Чебан по приказу командира автороты явился в ваше распоряжение, — громко отрапортовал боец.
Передо мной стоял стройный, довольно красивый молодой человек с волевым подбородком и умными серыми глазами. Так впервые я встретился со своим будущим шофером (чоферо — по-испански) Семеном Чебаном, с которым потом не разлучался до самого своего возвращения на Родину.
Бальзак говорил, что человек должен всегда стремиться к прекрасному. Возможно, этих слов французского писателя Семен Яковлевич не знал, но он именно так всегда поступал в своей сознательной жизни: стремился к прекрасному, к тому, чтобы помочь людям сделать жизнь лучше, содержательнее, чище, справедливее. Этими благородными идеями он и руководствовался, став добровольцем одной из интернациональных бригад, воевавших в Испании против фашистских полчищ Франко, Гитлера и Муссолини.
В моей жизни профессионального военного, участвовавшего в шести войнах, было много интересных встреч с самыми разными людьми, которые надолго сохранились в памяти. Но особенно запомнился мне человек необычайной судьбы, буковинский крестьянин, хлебороб по призванию, горячо любящий землю, Семен Яковлевич Побережник, воевавший в Испании под фамилией Чебана.
Своей храбростью и мужеством он не раз отличался и в Испании, и после, во время Великой Отечественной войны, когда работал в тылу врага советским разведчиком.
Смелый и находчивый в боях, он обладал и другими важными качествами — кристальной честностью, искренностью и бескорыстием в отношениях с товарищами. Он всегда готов был прийти им на помощь, помня гуманнейшее солдатское правило: «сам погибай, но товарища выручай», протягивал руку в трудную минуту. И делал это он никогда не раздумывая.
Каждый, кто сталкивался на фронте со спокойным, хладнокровным и рассудительным Семеном Чебаном, неизменно чувствовал в нем друга, на которого можно положиться, как на каменную гору.
Таким верным другом он был не только товарищам по оружию, но и всему гордому испанскому народу, который поднялся на защиту своей республики, против сил фашизма.
Вечно живший в нужде, буковинский парень, уехавший искать лучшей доли за океаном и не нашедший ее, ставший затем членом Бельгийской, а позже — Французской коммунистической партии, одним из первых записался в ряды волонтеров, отправившихся воевать за свободу Испании. К нему, как и к другим его товарищам-интербригадовцам, целиком можно отнести строки лирической «Гренады» Светлова:
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
Гренада, Гренада,
Гренада моя!
«Гренада моя, Испания моя!» С любовью выговаривал эти слова каждый наш боец: русский, украинец, поляк, немец, чех, француз, болгарин, американец, венгр, югослав — все те, кто оставил свою семью, свою родину и ушел воевать за справедливое дело всех честных людей на земле.
Но вернемся к автору мемуаров — Семену Яковлевичу Побережнику, которому сейчас уже под семьдесят. Биография этого человека очень емкая и богатая. Его жизнь — настоящая одиссея.
Уроженец села Клишковцы Хотинского района Черновицкой области, он, спасаясь от призыва в армию боярской Румынии, двадцатилетним парнем эмигрировал за океан. По вербовке попал в Канаду. Но его жестоко обманул вербовщик. Долго скитался по чужой стране в поисках работы. Отчаявшись, нелегально перешел канадскую границу. Устроился чернорабочим на автомобильном заводе Форда в Детройте. Недолго проработал. За распространение революционных листовок был арестован. Суд, тюрьма и высылка после отбытия наказания за пределы США. Плавал матросом на бельгийском торговом судне. Потом — на английском. Арест, суд и опять тюрьма за подпольную работу, нелегальное проживание. Высылка из страны. Скитания в Люксембурге. Добрался до Франции. Здесь обменял бельгийский партбилет на французский. В 1936 году — один из первых волонтеров свободы в Испании. Сражался в рядах Двенадцатой интернациональной бригады против мятежников Франко. Позже — советский разведчик в царской Болгарии, которую Гитлер рассматривал как плацдарм для нападения на СССР. Работал там несколько лет, передавая нашему командованию ценнейшие сведения. Арест по доносу провокатора. Тюрьма. Застенки болгарской жандармерии и гестапо. Неожиданное спасение. Возвращение на Родину...
Полагаю, что для молодого поколения эта книга будет особенно интересной и полезной, ибо она показывает, какой нелегкой ценой завоевывали их отцы и старшие братья чистое небо, сегодняшнюю мирную жизнь. Она раскрывает истоки подвигов, идейные мотивы в их самоотверженной борьбе с врагами, за человеческое счастье.
Ценность этой книги еще и в том, что она дает богатую пищу для размышлений на тему, как нужно любить и беречь свою великую Родину, с чего она начинается для каждого из нас.
П. И. Батов, генерал армии, дважды Герой Советского Союза.
ЖИЗНЬ
Две свадьбы
В Клишковцах — осень. Сегодня прохладный безветренный день. Небо хмурое. Низкие серые облака. Вероятно, сейчас пойдет дождь, такой же мелкий, бисерный, как и вчера. Деревья роняют желтый лист. Он медленно кружит в воздухе, тихо опускается на землю. Ласточек уже не видно. Еще недавно сидели семьями на телефонных проводах, видимо, готовясь в путь-дорогу, а теперь уже не слышно их заливистого щебетанья. В садах заканчивают снимать поздний сорт яблок «Джонатан». Срывают грецкие орехи, которых нынче много уродилось.
В конце улицы неожиданно послышались звуки музыки, глухие удары барабана. Они приближаются к моему дому. По дороге движется нестройная толпа. Колонну замыкает маленький духовой оркестр из шести человек. Поблескивают