-
Название:Пролетарский маршал
-
Автор:Василий Васильевич Душенькин
-
Жанр:Разная литература
-
Страниц:28
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В. ДУШЕНЬКИН
ПРОЛЕТАРСКИЙ МАРШАЛ
(О В. К. Блюхере)
*
© ПОЛИТИЗДАТ, 1974 г.
__________
Сентябрь 1918 года.
Вся страна с тревогой следила за бюллетенями о состоянии здоровья Владимира Ильича Ленина, тяжело раненного 30 августа эсеркой Каплан.
Охваченные гневом и негодованием, миллионы трудящихся требовали беспощадной расправы с контрреволюционными заговорщиками, с буржуазно-помещичьей контрреволюцией, клялись отдать все силы на разгром врага. Красноармейцы шли в бой с мыслью отомстить за покушение на жизнь Ленина. Бойцы Восточного фронта ответили на это злодеяние освобождением 10 сентября города Казани, а 12-го — родины Владимира Ильича — Симбирска. Через пару дней — еще одна радостная весть: на линию фронта 3-й армии прорвалось целое партизанское соединение во главе с Василием Константиновичем Блюхером. Об этом выздоравливающему Ленину и Свердлову сообщил Уральский областной комитет РКП(б). Особо отмечалось в нем, что «в лице Блюхера и его полков мы имеем подлинных героев, совершивших неслыханный в истории нашей революции подвиг…»
Героическая борьба южноуральцев, совершивших легендарный рейд по тылам врага от Оренбурга до Кунгура, заинтересовала В. И. Ленина. 19 сентября в беседе с членом Уральского Совета и Уральского областного комитета РКП (б) А. П. Спундэ Владимир Ильич попросил сообщить ему подробнее о Блюхере и героическом походе. В тот же день Спундэ исполнил просьбу Ленина. Он писал ему: «Дорогой Владимир Ильич! Посылаю Вам сведения о Блюхере, о котором мы сегодня с Вами говорили. Участвовал почти все время в ликвидации дутовщины. Последний раз ушел из Челябинска против Дутова в начале мая при следующих условиях. В это время он лежал в лазарете, так как вскрылась рана, полученная на войне против немцев… В 8 часов утра были получены сведения о Дутове, к 10 утра Блюхер был уже в штабе для организации выступления… Был отрезан где-то в районе Оренбурга чехами. Сейчас… вышел к нам, увеличив значительно свои войска. При этом он не воспользовался ближайшей дорогой на Ташкент, а выбрал гораздо более трудную — на Урал, идя наперерез Самаро-Златоустовской железной дороге. Питался все время чешскими патронами и снарядами.
Товарищи, проведшие вместе с ним последнюю дутовскую кампанию, утверждают, что буквально во всех случаях его стратегические планы на поверке оказывались абсолютно удачными…
Поэтому Уральский областной комитет РКП(б)… настаивает на том, чтобы Блюхер с его отрядами был отмечен высшей наградой, какая у нас существует, ибо это небывалый у нас случай.
Крепко жму руку и со всей искренностью желаю скорого выздоровления.
Ваш А. Спундэ»
Почти одновременно Реввоенсовет 3-й армии обратился с ходатайством к Я. М. Свердлову, который тогда был председателем ВЦИК, о награждении Блюхера только что (16 сентября) утвержденным орденом Красного Знамени. В ходатайстве говорилось: «Отрезанный и почти окруженный врагами… без снарядов, патронов и снаряжения, Блюхер ведет своих героев, пролагая свои путь чаще всего штыками. Разбивая отряд за отрядом, он пользуется взятой военной добычей для новых наступлений и новых побед. Он рвет путь между Златоустом и Уфой на 44-й версте и тем облегчает казанскую операцию, мешая в то же время сибирскому правительству прибыть на совещание в Уфу. Соединившись с нами, он вместо заслуженного отдыха вследствие затруднительного положения на нашем правом фланге бросается вместе с героями в бой. Переход войск Блюхера в невозможных условиях может быть приравнен разве только к переходам Суворова в Швейцарии. Мы считаем, что русская революция должна выразить вождю этой горсточки героев, вписавшему новую славную страницу в историю нашей молодой армии, благодарность и восхищение. А потому Военный совет ходатайствует о награждении Блюхера революционным орденом Красного Знамени».
И когда 28 сентября 1918 года перед членами Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов встал вопрос, кого первым наградить высшим революционным знаком боевого отличия — орденом Красного Знамени, Президиум единогласно принял решение о награждении им Блюхера Василия Константиновича. Так Блюхер стал первым кавалером первого революционного ордена. Это была достойная награда достойнейшему вожаку уральских партизан, проявившему недюжинный военный талант во время героического похода.
Откуда взялся военный талант и организаторские способности у простого крестьянского парня, рабочего, солдата, пробывшего на фронте во время первой мировой войны всего четыре месяца? Ответ один: Великая Октябрьская революция и партия большевиков помогли ему обрести себя. Революция, пробудив в народе грандиозные силы, открыла таланты, дала возможность проявиться им; она вызвала появление государственных и политических деятелей, руководителей народного хозяйства, талантливых полководцев. Многие, вернее, большинство, ни по рождению, ни по воспитанию, ни по образованию не были подготовлены к такого рода деятельности. Но партия поручила им ответственный участок работы, и они с честью выполнили свой долг. К ним принадлежал и Василий Константинович Блюхер[1].
А началась его военная деятельность очень просто. В мае 1917 года он приехал в Самару с намерением устроиться на военный завод. Однако Самарский городской комитет партии решил иначе: поручил ему поступить добровольцем в стоявший в городе 102-й запасной полк, развернуть революционную работу среди солдат и привлечь их на сторону большевиков.
Но как попасть в запасной полк? Ведь из армии уволили его совсем, вернули «в первобытное состояние». И лишь боевые награды и настойчивость помогли Блюхеру выполнить поручение партии. С первых дней пребывания в полку он включился в партийную работу. За принципиальность, веселый и общительный характер солдаты полюбили его. В июне они избрали Блюхера членом, а в августе председателем полкового комитета и заместителем председателя военной секции Самарского городского Совета.
Во время Октябрьского вооруженного восстания войска гарнизона поддержали большевиков и 27 октября 1917 года без боя перешли на сторону Советской власти. В этом была громадная заслуга Блюхера. На первом заседании Самарского ревкома Василия Константиновича избрали членом президиума и назначили начальником губернской охраны революционного порядка.
Однако недолго пришлось ему работать в Самаре. Наступили тяжелые для Советской республики дни. Казачьему войску атамана Дутова удалось захватить Оренбург, Верхнеуральск, Троицк, окружить Челябинск, в котором хозяйничала эсеро-меньшевистская дума. Связь центральных областей России с Сибирью и Средней Азией была прервана. Советское правительство призвало всех трудящихся выступить на борьбу с врагом.
В середине ноября Блюхера пригласил к себе председатель Самарского ревкома В. В. Куйбышев и сказал, что получено указание товарища Ленина направить на освобождение Челябинска надежный отряд. Комиссаром отряда решили назначить Блюхера.
— Учтите, — сказал В. В. Куйбышев, — поручение чрезвычайно ответственное.
— Мог ли я тогда думать, — вспоминал впоследствии Василий