Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Его преемником стал гросс-адмирал Карл Дениц. Офицер подводной лодки в Первую мировую войну, он возглавил флотилию подводных лодок, когда они появились в 1935 г., и быстро сделал этот род оружия мощной и дисциплинированной ударной силой, которой он умело руководил. Тактика групповых действий[87], которую он сам разработал, прекрасно зарекомендовала себя во время войны. Став главнокомандующим, он теперь столкнулся с задачей, как лучше использовать возможности флота в рамках общей военной стратегии против возрастающей мощи противника и, в известном смысле, как предотвратить надвигавшееся поражение.
Противоторпедная клетка для «Тирпица»
Занимая пост главнокомандующего флота, Дениц сохранил за собой пост командующего подводными силами. Его начальник штаба контр-адмирал Эберхард Годт осуществлял повседневное управление деятельностью лодок. Вскоре новый руководитель флота убедился в том, что эскадра в Норвегии должна быть сохранена. Он так искусно построил отношения с Гитлером, что все разговоры об исключении из флота крупных кораблей были вскоре прекращены. Примечательно, что Дениц стал превращаться в сторонника использования крупных кораблей, так же как в начале войны Редер стал сторонником действий подводных лодок. Когда было необходимо, он также придерживался твердой линии поведения в отношениях с влиятельными партийными лидерами типа Геринга и не допускал никакого вмешательства в дела флота. Поскольку Дениц знал, как повлиять на Гитлера и его окружение, ему удалось развернуть программу ускоренного строительства подводных лодок. Для него это был наиболее существенный вопрос, хотя следует признать, что к тому времени подводные лодки являлись единственной оставшейся возможностью флота вернуться к наступательной стратегии.
ДЕЙСТВИЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ В 1943–1944 ГГ.
В первые месяцы 1943 г. ряд конвоев союзников с сильным сопровождением достиг северных портов России с относительно небольшими потерями. С марта 1943 г. и до конца года перевозки на Крайнем Севере были приостановлены, поскольку, в результате побед союзников в Африке и на Сицилии, Средиземное море стало открыто для судов торгового флота союзников, которые теперь могли почти без потерь использовать этот маршрут для отправки грузов[88]в Персидский залив.
К началу 1943 г. «Шарнхорст» и «Принц Евгений» были снова в строю. Дважды они пытались направиться в северные широты, их обнаруживали и приходилось возвращаться из-за угрозы ударов англичан с воздуха. Эти факты указывают на существенное снижение мощи люфтваффе. В марте «Шарнхорсту» в штормовую погоду удалось пройти незамеченным по проходам между прибрежными островами и присоединиться к «Тирпицу» в Северной Норвегии. «Принц Евгений» остался в Германии.
Обстрел Шпицбергена
С 6 по 9 сентября 1943 г. «Тирпиц», «Шарнхорст» и десять эсминцев под командованием адмирала Куммеца предприняли поход к архипелагу Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где они обстреляли угольные шахты и портовые сооружения, на которых работали британцы и норвежцы.
Удар по «Тирпицу»
Через некоторое время английские подлодки доставили шесть сверхмалых подводных лодок ко входу в Альта-фьорд, в котором в специальной клетке из двойных противоторпедных сетей находился «Тирпиц». Четыре сверхмалые лодки смогли проникнуть во фьорд и две из них – в клетку, когда она была открыта, чтобы пропустить катер. Одна сверхмалая подводная лодка была обстреляна и затонула; другая закрепила два мощных заряда взрывчатки под дном корабля. Их взрыв вызвал только незначительную течь, но повредил одну из главных машин и орудийные механизмы[89]. Повреждения были настолько серьезными, что «Тирпиц» вышел из строя на шесть месяцев.
Удары по немецким конвоям
4 октября 1943 г. самолеты авиации противника нанесли сосредоточенный удар по немецким каботажным перевозкам к югу от залива Вест-фьорд (Нарвик) и потопили или повредили девять судов общим тоннажем 40 тыс. брт. Самолеты противника не перехватили из-за того, что не проводилась регулярная авиаразведка. Тем не менее потери транспортного флота, учитывая слабости немецкой обороны, особенно в воздухе, были меньше ожидаемых.
Гибель «Шарнхорста»
После того как был выведен из строя «Тирпиц», организация дальнейших ударов надводных кораблей по идущим в Мурманск конвоям союзников, которые всегда прикрывались по крайней мере одним линкором, казалась бесперспективной. Но непрерывно ухудшавшаяся обстановка на Восточном фронте вынудила штаб ВМС направить для удара по конвою JW-55B «Шарнхорст» (капитан 1-го ранга Юлиус Хинце) и пять эсминцев 5-й флотилии (капитан 1-го ранга Рольф Иоханссон) под общим командованием контр-адмирала Эриха Бея.
Этот конвой сначала был обнаружен с воздуха приблизительно в 400 милях к западу от Тронхейма, затем о нем несколько раз сообщили подводные лодки и самолеты, хотя последние не сумели дать никаких данных о его местонахождении. Рано утром 26 декабря, когда конвой должен был находиться южнее острова Медвежий, немецкая авиация еще не установила расположение сил прикрытия и обстановка в целом оставалась неясной. Немецкая эскадра покинула Аль-та-фьорд в 7 часов вечера 25 декабря с приказом «атаковать смело и благоразумно» и прекращать бой сразу же после появления крупных кораблей противника, так как орудия «Шарнхорста» калибром 28 см уступали орудиям любого английского линкора.
Фактически в море находились два конвоя противника: направлявшийся на восток конвой JW-55B, состоявший из 19 судов и сопровождаемый 10 эсминцами и 3 меньшими кораблями, и шедший на запад конвой RA-55A, также охраняемый только эсминцами и миновавший 25 декабря остров Медвежий. Прикрытие обоих конвоев обеспечивало соединение I под командованием вице-адмирала Роберта Барнетта, состоявшее из трех крейсеров и эсминцев сопровождения. Выйдя из Мурманска рано утром 26 декабря, оно находилось юго-восточнее острова Медвежий. Из Исландии в направлении ост-норд-ост вышло соединение II под руководством адмирала сэра Брюса Фрэзера, включавшее новый быстроходный линкор (десять 14-дюймовых орудий), крейсер и четыре эсминца. Утром 26 декабря эскадра находилась в 270 милях к западу от Нордкапа.
Приблизительно в полночь 25 декабря адмирал Бей передал сообщение о том, что погода не благоприятна для плавания эсминцев. То ли это сообщение было перехвачено английской радиоразведкой, то ли о выходе немецких кораблей сообщила агентурная разведка союзников, но британское Адмиралтейство уже через несколько часов предупредило адмирала Фрэзера о том, что «Шарнхорст» находится в море. Тогда английский адмирал приказал конвою JW-55B изменить курс и идти на северо-восток, а также усилил его прикрытие, направив туда соединение I и четыре эсминца из другого конвоя.