Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Но главная проблема системы Шоупа заключалась в ее враждебном отношении к льготному режиму стратегических отраслей. Икеда считал, что Япония должна идти в этом направлении, хотя, конечно, это означало все более несправедливое распределение налогового бремени в обществе, и многие его коллеги по Министерству финансов последовали его примеру, поскольку по практическим соображениям предпочитали налоговые льготы субсидиям. По словам Йошикуни Дзиро* (бывшего директора Национального налогового агентства и заместителя министра финансов), налоги лучше, чем субсидии, хотя в теории это одно и то же, поскольку налоговые льготы ценны только после того, как предприятие сделало то, что от него хочет правительство, в то время как субсидии выплачиваются до начала работы и иногда не приводят к улучшению показателей.
Еще одной причиной, по которой налоговые льготы предпочтительнее субсидий, является их меньшая политическая значимость, что имело определенное значение для японских бюрократов в 1950-е годы в свете скандалов, связанных с "Шова* Денко*" и другими событиями эпохи ранней оккупации.
Начиная с 1951 г. Министерство финансов, консультируясь с Бюро предприятий МИТИ и Советом по рационализации промышленности, очень медленно проводило ежегодный пересмотр старого Закона о специальных мерах налогообложения, который к концу десятилетия привел к полному демонтажу системы Шоупа. Среди мер, принятых министерством, - исключение из налогооблагаемой базы до 50% дохода, полученного фирмой от экспорта (при пересмотре налогов в 1955 г. этот показатель был увеличен до 80%), быстрая амортизация инвестиций, предназначенных для рационализации промышленности, исключение из импортных пошлин стратегического оборудования, вычеты из роялти, выплачиваемых за иностранные технологии, и многое другое. Ежегодно эти изменения контролировались и утверждались "советом по обсуждению" при Министерстве финансов. В 1959 г. этот совет, переименованный в Совет по обсуждению налоговой системы (Дзэйсэй Чоса * Кай), стал постоянным органом канцелярии премьер-министра. Именно он, а не кабинет министров или Сейм (который обычно лишь штампует его рекомендации), ежегодно вносит изменения в налоговую систему с учетом меняющихся потребностей и экономических условий. Членов совета выбирает министр финансов, а его заседания не открыты для общественности. После создания ЛДП совет стал основным инструментом Министерства финансов, пытающегося предотвратить политизацию налоговой системы со стороны партии.
Среди наиболее креативных специальных налоговых мер, придуманных в 1950-е годы, были "резервные фонды", созданные для поддержки развивающихся отраслей. Оба вида резервов могут быть исключены из налогооблагаемой прибыли. Наиболее известным из них является фонд "хикиатекин", используемый для единовременных выплат работникам при выходе на пенсию. Этот резервный фонд был создан в 1952 г. после инцидента, когда на военно-морской базе Йокосука был закрыт авторемонтный завод, принадлежащий американским военным, а все сотрудники были уволены без выплаты пенсионного пособия.
К 1970-м годам были разрешены резервные фонды типа "дзюмбикин" для покрытия безнадежных долгов, убытков от возврата непроданных товаров, премий, специальных ремонтов, гарантий, развития зарубежных рынков, убытков от инвестиций за рубежом, убытков, понесенных в зоне свободной торговли на Окинаве, борьбы с загрязнением окружающей среды, определенных проектов строительства железных дорог, строительства атомных электростанций, проектов лесовосстановления, убытков от операций с акциями, выкупа электронных компьютеров (для компаний по производству и продаже компьютеров), гарантий качества компьютерных программ (для производителей программного обеспечения).
Большинство из этих джумбикинов имели временные ограничения, за исключением того, что пересмотр налогового законодательства 1957 года отменил такие ограничения для резервных фондов на покрытие экспортных убытков.
Другие сопоставимые налоговые льготы для бизнеса включают специальные вычеты из налогооблагаемой прибыли при продаже за рубеж патентов и ноу-хау (55%); продаже за рубеж авторских прав, за исключением роялти от демонстрации фильмов (20%); оплате услуг по планированию и консультированию при реализации зарубежных строительных проектов (20%). Бюро по предприятиям МИТИ всегда отличалось особой изобретательностью в вопросах налогообложения. Например, в 1964 году, когда Япония была вынуждена прекратить налоговые вычеты по доходам от экспорта в связи с изменением своего статуса в ГАТТ, Бюро предприятий придумало новую схему поощрения экспортеров. Оно заменило вычеты из доходов от экспорта изменением способа расчета амортизации компании на основе ее предыдущих экспортных показателей. Новая система позволяла предприятию увеличивать нормальную амортизационную норму в течение определенного периода путем умножения ее на сумму экспортных операций предыдущих периодов, деленную на валовую выручку предыдущих периодов, умноженную на 0,8.
По оценкам Цуруты, за период с 1950 по 1970 год чистые потери казны из-за всевозможных налоговых льгот для предприятий составили около 3,1 трлн. иен, или 20-процентное снижение ставки корпоративного налога (30,2% за период 195559 гг.).
Другим направлением инновационной налоговой политики стала отмена акцизов на целевые товары, чтобы потребителям было легче их покупать (а производителям - продавать). Министерство финансов приписывает себе заслугу в развитии корпорации Sony в годы ее становления, поскольку оно отменило товарные налоги на транзисторные радиоприемники в течение первых двух лет после их появления на рынке и взимало налоги на телевизионные приемники только в течение двух лет по мере того, как массовое производство снижало их цены (налоги повышались по мере снижения цен, исчисляемых в расчете на дюйм экранных трубок).
Такая государственная политика привела к японскому феномену, когда все домохозяйства в определенный период покупают одни и те же товары, например, "три священных сокровища" (телевизор, стиральная машина и холодильник) в начале 60-х годов и "три "с" (автомобиль, холодильник и цветной телевизор) в конце 60-х годов. Ежегодное снижение ставки индивидуального подоходного налога пропорционально росту экономики, а также выборочная отмена акцизов способствовали "потребительской революции" в Касумигасеки.
В полностью разработанном виде система развития (икусэй) новой отрасли (например, нефтехимической) в конце 1950-х гг. включала в себя следующие виды мероприятий: Во-первых, проводилось расследование и вырабатывалось базовое программное заявление министерства о необходимости создания отрасли и ее перспективах (примером может служить "Политика развития нефтехимической промышленности", принятая на министерской конференции MITI 11 июля 1955 г.). Во-вторых, МИТИ было разрешено выделение иностранной валюты, а Банк развития обеспечил финансирование отрасли. В-третьих, были выданы лицензии на импорт иностранных технологий (каждый элемент нефтехимической технологии был получен по лицензии из-за рубежа). В-четвертых, зарождающаяся отрасль была отнесена к "стратегическим", что позволило ей получать специальную и ускоренную амортизацию по инвестициям. В-пятых, ей бесплатно или за символическую