Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В один и тот же день, 2 ноября, выступил к Красному Кутузов из Щелканова, а Наполеон из Смоленска. Посланный на подкрепление Орлову-Денисову авангард Милорадовича на следующий день подошел к большой Смоленской дороге у д. Ржавки. Здесь как раз в это время проходили колонны гвардии Наполеона. Не решаясь на бой с этим лучшим французским войском, Милорадович ограничился только орудийным огнем и, приведя неприятеля в расстройство, приказал гр. Орлову-Денисову атаковать задние колонны.
Стремительно ударив, донцы отрезали часть колонн; одни из них попытались было обороняться и были взяты с оружием в руках, другие бросились назад к Смоленску, третьи рассыпались по лесам. Отряд графа Орлова-Денисова в этом бою отбил 4 орудия и взял в плен трех генералов и до двух тысяч солдат. Беспрерывные труды без сна и отдыха сломили, однако ж, мощные силы графа Орлова-Денисова – после доблестной победы у Ржавки он тяжко заболел и сдал свой отряд генералу Бороздину 2.
Добравшись с гвардией в г. Красный, Наполеон узнал о близости нашей армии, угрожавшей отрезать остальные французские корпуса. Но Наполеон решил остаться в Красном с гвардией и облегчить отступление остальным своим войскам. В 3 часа дня прискакали донцы и донесли Милорадовичу о движении к г. Красному из Ржавки густых колонн, то были остатки корпуса вице-короля. Пытаясь проложить себе путь к Красному, вице-король атаковал Милорадовича, но был опрокинут штыками и кавалерийскими атаками. Неприятель, сброшенный с большой дороги, рассеялся и ночью окольными путями пробрался к Красному, потеряв 1 знамя, около двух тысяч пленными и 17 пушек, данных ему Наполеоном взамен отбитых казаками.
На другой день Кутузов получил ложное известие об отступлении из Красного большей части французских войск. Уступая своим генералам, главнокомандующий отказался от обычной осторожности и решил захватить корпуса Даву и Нея, подходившие только что к городу. Ней прикрывал отступление армии; его, как узнаем ниже, в это время из Смоленска выбил Платов. Кутузов разделил свою армию на три части, рассчитывая окружить французов и заставить их сдаться. Между тем Наполеон не только не отступал из Красного, но решил с гвардией перейти в наступление против Кутузова и открыть путь войскам Нея.
Но намерения свои Кутузов не привел до конца в исполнение, когда он узнал о присутствии на поле сражения самого Наполеона, и корпус Даву с большими потерями успел пробиться к Красному. Как только прошли войска Даву, Наполеон начал по частям отступать от Красного к Лядам, решив не дожидаться войск корпуса Нея. Наполеон потерял в этот день, кроме убитых и раненых, 54 офицера и более 6 тыс. рядовых пленными, 45 орудий и 5 знамен.
Поспешным отступлением от Красного Наполеон предавал на произвол судьбы свой 15-тысячный арьергард – корпус Нея, остававшийся в Смоленске. Перестрелка и победоносные стычки донцов с французами происходили здесь беспрестанно. Каждый день казаки забирали неприятельские пушки. Вечером донцы донесли Платову о движении неприятельских войск и обозов по улицам Смоленска.
Созвав к себе всех офицеров, не сомневаясь уже в отступлении французов, Платов велел отслужить в виду Смоленских церквей благодарственный молебен с пушечной пальбой и с восклицаниями «ура!» за здравие ГОСУДАРЯ. Оставив для преследования с тыла корпуса Нея бригаду генерала-майора Денисова 7 с двумя орудиями, Платов направил между большой дорогой и р. Днепром генерал-майора Грекова 1 с четырьмя полками, для истребления разорявшихся под Красным французов. Сам атаман Платов с остальными донцами двинулся вдоль левого берега Днепра, намереваясь воспрепятствовать переправе Нея через Днепр и присоединению его к войскам, действовавшим против Витгенштейна. Выступая из Смоленска, французы зажгли город и подготовили многие здания к взрыву. Ворвавшиеся за отступившим неприятелем донцы помешали производству взрывов и распространению пожаров. В Смоленске казаки нашли 157 орудий, брошенных французами.
Генерал-майор Греков 1, отойдя от Смоленска верст пять, атаковал французскую колонну на поход и отбил 6 пушек. На третий день, 5 ноября войска Нея были совершенно отрезаны от своей армии генералом Милорадовичем. После непомерных усилий в попытках пробиться и присоединиться к войскам Наполеона, видя неизбежную гибель, Ней, взяв с собой тысяч 5–6 отборного войска, бросился ночью со столбовой дороги направо к Днепру, намереваясь перейти его у д. Сырокоренье. Здесь он был открыт Донским полком Чернозубова, который ночью атаковал его, отбил 10 пушек и взял в плен 300 человек, заставив его отступить к Днепру. Наконец, пользуясь спершимся людом в загибе р. Днепра, Ней с большими усилиями переправился через Днепр. Между тем Платов следовал вдоль Днепра и беспрерывно поражал остатки разбитых французских войск, из которых на одном только переходе забрал в плен более трех тысяч человек. Разъезды же Платова отыскали Нея и выяснили состояние его войск. Узнавши о движении войск Нея из д. Гусиной к Любавичам, Платов с донцами бросился туда, решив напасть на них на поход. Занимая французов казаками с левой стороны дороги, Платов поставил скрытно на пути движения французов против правого фланга Донскую батарею, чтобы опрокинуть врагов к Днепру. Неожиданные и меткие картечные выстрелы Донской батареи привели в расстройство французов и отбросили их в лес у Днепра.
Донская батарея и казаки, несмотря на наступившую темноту, продолжали бить французов на берегу и заставили потопить еще остававшиеся у них 4 орудия. На другой день утром авангард Платова снова настиг остатки Нея, но здесь были отборные солдаты всего бывшего корпуса. Платов разделил артиллерию свою на 2 части и послал ее с донцами в обход обоих неприятельских флангов. Как только неприятель вышел из леса, донская артиллерия открыла огонь и начала громить его картечью. Казаки быстро ударили в пики и, опрокинув французов, захватили в плен 800 рядовых, 10 офицеров и 1 генерала. Французы бросились к с. Якубову, где соединились с подкреплением, высланным им на помощь Наполеоном. Благодаря полученному подкреплению и темноте, Нею удалось отступить к Орше, приведя туда всего 800–900 чел. Остальные были убиты или попали в руки донцов.
Донцы, под командой генералов Грекова 1 и Денисова, при преследовании французов от Смоленска захватили у с. Крюкова 80 и при с. Хохлово 26 пушек.
После боев под Красным граф Орлов-Денисов ехал с доктором Виллие в сопровождении только одного урядника лейб-казачьего полка. По дороге они встретили французскую колонну. Граф Орлов-Денисов послал к ним урядника с требованием немедленной сдачи. Французы, увидев казака и полагая за ним большие силы, немедленно побросали ружья и тесаки и сдались пленными. Таким образом, граф Орлов-Денисов, принужденный по болезни временно сдать команду над своим отрядом, лично при помощи 1 урядника забрал колонну в 400 человек. Французы были доведены донцами до полного отчаяния и страха. Они боялись казачьих пик больше картечных выстрелов. За Красненские бои князь Кутузов получил титул князя Смоленскаго, а атаман Платов за победы над врагом доблестных донцов был возведен в графское достоинство.